- Главная
- >
-
Сервис
- >
-
Консультации бухгалтеров
- >
-
Консультация бухгалтера (02.02.2024)
Организация перед заключением договоров купли-продажи предоставляет потенциальным покупателям образцы продукции для проверки. Каковы налоговые последствия по НДС и по налогу на прибыль организаций при условии, что образцы остаются у покупателя?
Вопрос: Организация перед заключением договоров купли-продажи предоставляет потенциальным покупателям образцы продукции для проверки. Каковы налоговые последствия по НДС и по налогу на прибыль организаций при условии, что образцы остаются у покупателя?
Ответ: Передача образцов покупателям облагается НДС.
Если переданные образцы оплачиваются покупателями, то учет доходов и расходов в целях исчисления прибыли организаций осуществляется в общем порядке; если образцы переданы безвозмездно, то учитываются в расходах в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Обоснование: Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).
Принимая во внимание, что образцы остаются у покупателя, при их передаче возникает объект обложения НДС независимо от наличия или отсутствия последующей оплаты.
В то же время в части налога на прибыль организаций порядок учета доходов и расходов зависит от того, оплачиваются ли в последующем образцы покупателями.
К доходам по налогу на прибыль организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
В целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Следовательно, если переданные образцы оплачиваются покупателями, то учет доходов и расходов в целях исчисления прибыли организаций осуществляется в общеустановленном порядке, применяемом при реализации продукции.
Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Следовательно, организация вправе учесть расходы на безвозмездную передачу образцов продукции потенциальным покупателям при исчислении налога на прибыль, но в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Н.Н. Тактаров
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса